- Главная
- Воспитание
- Информация о системе воспитательной работы
Информация о системе воспитательной работы
Методическая тема:
Воспитательная система школы создается условиями всех участников образовательного процесса: учителями, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника, как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств.
Цель: создание условий для развития, самореализации личности творческой, психически и физически здоровой, гуманной, социально мобильной, востребованной в современном обществе, способной ценить себя и уважать других; воспитывать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, своё дело, своё Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.
Исходя из цели воспитания, вытекают основные задачи:
- Развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
- Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми с целью обеспечения самореализации личности;
- Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей;
- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
- Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
- Развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;
- Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
- Воспитание обучающихся в духе демократии, личного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Основные направления воспитательной работы школы
Включает в себя историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание.
Решаемые задачи:
– воспитание любви к родине, её истории, культуре и традициям;
– воспитание гордости за своё Отечество за отечественную историю, народных героев, сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков; ответственности за судьбу своей страны;
– формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям;
– формирование гордости.
Направленно на формирование у учащихся правильного понимания этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданности идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма.
Решаемые задачи:
– формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
– формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
– формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
– формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
– формирование коммуникативных умений, умения сотрудничать.
Направленно на формирование у учащихся потребностей в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развитие организаторских способностей и деловых качеств.
Решаемые задачи:
– формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
– формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
– формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
.
Создание условий, способствующих развитию у учащихся потребности в прекрасном, реализация их индивидуальные задатки и способности к художественно-творческим видам деятельности.
Решаемые задачи:
– воспитание любви к искусству, литературе, музыке;
– реализация индивидуальных задатков и способностей в области художественного творчества,
– выявление и поддержка одаренных учащихся.
– формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
– формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
– формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
– формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
– формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
– формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Формирование и пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, формирование у детей понимания необходимости профилактики заболеваний, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих развития бережного отношения и ответственности за природу, окружающую среду.
Решаемые задачи:
– сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
– научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
– сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
– создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья;- воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам;
– сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Решаемые задачи:
– формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
– формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
– формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Механизм функционирования воспитательной работы
Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.
- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
- компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:
Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:
- формирование позитивной Я – концепции;
- актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
- обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.
Принцип вариативности | Возможность выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания. |
Принцип гуманистической направленности | Создание атмосферы, при которой ребенок сможет самопроявиться и самовыразиться, атмосферы успешности. |
Принцип сотрудничества | Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» — и взрослыми, и детьми |
Принцип программности | Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с широким спектром познавательных потребностей и интересов детей. |
Принцип коммуникативности | Право расширить круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми |