357519, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Московская, д. 53

Информация о системе воспитательной работы

Методическая тема:

Воспитательная система школы создается условиями всех участников образовательного процесса: учителями, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника, как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств.

Цель: создание условий для развития, самореализации личности творческой, психически и физически здоровой, гуманной, социально мобильной, востребованной в современном обществе, способной ценить себя и уважать других; воспитывать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, своё дело, своё Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.

Исходя из цели воспитания, вытекают основные задачи:

  • Развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
  • Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми с целью обеспечения самореализации личности;
  • Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей;
  • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
  • Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
  • Развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;
  • Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
  • Воспитание обучающихся в духе демократии, личного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Основные направления воспитательной работы школы

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Включает в себя историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание.

Решаемые задачи:

  • воспитание любви к родине, её истории, культуре и традициям;
  • воспитание гордости за своё Отечество за отечественную историю, народных героев, сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков; ответственности за судьбу своей страны;
  • формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям;
  • формирование гордости.
Духовно-нравственное воспитание учащихся

Направленно на формирование у учащихся правильного понимания этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданности идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма.

Решаемые задачи:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
  • формирование коммуникативных умений, умения сотрудничать.
Трудовое воспитание

Направленно на формирование у учащихся потребностей в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развитие организаторских способностей и деловых качеств.

Решаемые задачи:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
Эстетическое воспитание

Создание условий, способствующих развитию у учащихся потребности в прекрасном, реализация их индивидуальные задатки и способности к художественно-творческим видам деятельности.

Решаемые задачи:

  • воспитание любви к искусству, литературе, музыке;
  • реализация индивидуальных задатков и способностей в области художественного творчества,
  • выявление и поддержка одаренных учащихся.
  • формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
  • формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
  • формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Спортивно-оздоровительное направление

Формирование и пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, формирование у детей понимания необходимости профилактики заболеваний, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих развития бережного отношения и ответственности за природу, окружающую среду.

Решаемые задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья;- воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Экологическое воспитание

Решаемые задачи:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Механизм функционирования воспитательной работы

Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

  • развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
  • интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
    регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
  • защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
  • корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:

Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:

  • формирование позитивной Я – концепции;
  • актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
  • обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.
Принцип вариативности Возможность выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания.
Принцип гуманистической направленности Создание атмосферы, при которой ребенок сможет самопроявиться и самовыразиться, атмосферы успешности.
Принцип сотрудничества Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» — и взрослыми, и детьми
Принцип программности Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии  с широким спектром познавательных потребностей и интересов детей.
Принцип коммуникативности Право расширить круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми