Родительские собрания
В настоящее время современная семья претерпевает серьезный кризис, который вызван рядом причин: это бытовая неустроенность, отсутствие у многих жилья, низкие доходы, загруженность работой или учебой, нерегистрируемые гражданские браки и многое другое. Все это, естественно, сказывается на отношениях между супругами. Все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей.
В таких ситуациях, когда родители заняты вопросом выживания, необходима помощь в возрождении семьи и тех традиций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности. И здесь школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей.
Матери и отцы, бабушки и дедушки могут существенно разнообразить жизнь детей благодаря активному участию в жизни школы и класса.
Воспитание учащегося в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главной формой такого сотрудничества являются родительские собрания.
Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).
В законе «Об образовании в РФ» о родительских собраниях ничего не говорится. Каждая школа выпускает свой документ – «Положение о классном родительском собрании», в котором освещает цели, задачи, правила и т. д., и раскрывает функции родительского комитета.
- Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
- Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
- Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).
- Ознакомление с новыми законами и локальными актами (принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
- Встреча с предметниками – Приглашает классный руководитель. Желательны встречи с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
- Ведение протокола собрания. Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен для отчётности школы перед проверяющими органами.
- Встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
- Просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.
- Публичного обсуждения успехов и неуспехов отдельных учеников, их поведения, внешнего облика и т.д. (полная бестактность со стороны классного руководителя или родителей-зачинщиков разговора!). Всё, что классный руководитель хочет сказать о вашем ребёнке, знать должны только вы в индивидуальном порядке.
Если в классе возник конфликт, в котором замешаны несколько учеников класса, беседа проводится только с родителями этих учеников, а не со всеми. - Масштабно осуждаемого явления, как сбор денег. Конечно, не всегда это должно осуждаться. Иногда приходится собирать деньги на нужные классу вещи и подарки детям или учителям, но организовывать это должен родительский комитет и обеспечивать полный отчет за все потраченные средства.